Компьютерные игры — как тренировка для мозга и тела

28.08.2020

Дискуссия о негативном влиянии компьютерных игр ведется последние 30 лет. По этой теме существует столько же исследований, сколько и по вопросу о положительном влиянии игр в целом. 

Где правда? Приносят ли компьютерные игры пользу для мозга игрока?


Сегодня, хоть компьютерные игры и можно считать одним из самых популярных видов досуга, а игровая индустрия, по оценкам, приносит прибыль во всем мире более 130 миллиардов долларов в год, у компьютерных игр по-прежнему есть свирепые враги.

И все же коллекция публикаций и исследований, в которых подробно анализируется положительное влияние компьютерных игр, не меньше, если не больше тех, в которых подчеркиваются отрицательные стороны игр. Было бы невозможно сослаться на все публикации, и было бы сложно описать все сферы исследовательского интереса к положительному влиянию игр, поэтому в этой статье мы сосредоточимся только на общих тенденциях в этой теме, уделяя особое внимание влиянию игр на мозг.

Игры не так плохи, как их описывают

Одна из основных жалоб противников игр — это их предполагаемое негативное воздействие на мозг, формирование новых нервных связей, а также связанные с этим осложнения и последствия. Насилие занимает особое место в антиигровой журналистике, которое, как утверждается, проявляется позже в отношениях игрока в реальном мире.
Большинство исследований не только не показывают конкретной корреляции между насилием в играх и насилием вне их, но и некоторые респонденты отмечают положительное влияние игр, даже тех, которые полны насилия, на социальные отношения игрока за пределами виртуального мира. Хорошим примером является серия исследований, посвященных MMORPG, в которых игроки тем или иным образом вынуждены иметь дело с другими подобными людьми в рамках обмена или сотрудничества в преодолении трудностей в игре. Ученые предлагают игрокам практиковать навыки, необходимые для общения в социальной жизни в игре, поскольку они, в конце концов, являются такими же навыками (т.е. применимы и в реальной жизни).


С другой стороны, в отношении функционирования мозга как органа многие исследования указывают на весьма положительное влияние компьютерных игр на время реакции мозга, то есть на создание более эргономичных нервных связей, координации глаз и рук и ряда навыков, непосредственно связанных с визуализацией объектов в трехмерном пространстве. Были исследованы такие навыки, как вращение, перемещение и сопоставление трехмерных тел в абстрактном пространстве.

Также документально подтверждено положительное влияние экшн-игр, особенно динамичных «шутеров», столь демонизируемых игровыми оппонентами, на восприятие, внимание и когнитивные навыки. В одном исследовании на небольшой группе игроков (около 15 человек) было доказано, что игроки с большим опытом игры в быстрые и динамичные игры лучше распознают закономерности, чем игроки без такого опыта. В другом исследовании группу, не имеющую опыта в играх-боевиках, попросили поиграть в них в течение 50 часов. После тренировки игроки намного лучше справлялись с пространственными задачами.

Обучение и экономическое мышление

Навыки, связанные с восприятием и пространственным мышлением, — не единственные качества, которые тренируются во время игр. В большинстве игр есть какая-то внутренняя экономика и какая-то валюта или ресурс, которыми игрок должен разумно управлять, чтобы выиграть. Конечно, здесь приходят в голову все пошаговые стратегии или стратегии в реальном времени, где каждый ход следует рассматривать с точки зрения прибыли или убытка. Смогу ли я отправить свои подразделения сейчас? Или подожду, пока они станут сильнее? А может, враг к тому времени будет слишком силен? 

Такие проблемы, которые ставят перед игроками стратегические игры, учат их быстро принимать долгосрочные решения и мыслить целостно. В то же время, это механика и процессы принятия решений, очень похожие на предпринимательское мышление в свободном рынка реального мира.


Более того, в некоторых играх используются ресурсы, стоимость которых может быть отражена в реальной валюте, например в долларах или евро. Отличным примером здесь является Counter-Strike: Global Offensive и рынок скинов для оружия. Скины оружия и аккаунты в CS: GO задумывались просто: игроки получают возможность изменить внешний вид оружия, не затрагивая его технических характеристик. Однако стремительный рост популярности скинов, привнесение в игру лучших дизайнов, созданных игроками, и создание рынка для их обмена превратили виртуальные текстуры в настоящую валюту.
В настоящее время рынок торговли и обмена скинами живет по правилам, очень похожим на торговлю валютой или товарами, а сами скины имеют ценность, похожую на ценность криптовалюты. Как это связано с темой данной статьи? Играя в CS: GO, обычные игроки получают малоценные скины. Затем они могут обменять их на лучшие скины или продать за деньги на различных онлайн-сервисах. Торговля скинами может научить вас торговать в реальной среде с минимальными усилиями. Торговля с другими игроками также помогает развивать у игроков навыки продаж и ведения переговоров, которые могут напрямую применяться в повседневной жизни.

Польза для тела

Однако неоспоримый положительный эффект на мозг и навыки межличностного общения не означает, что противники игр так легко сдадутся. В конце концов, играть в компьютерные игры — значит сидеть весь день в кресле или на диване, портить зрение и разрушать физическое здоровье.

На помощь приходят производители консолей и игр, ориентированных на движение. Танцы, спорт, семейные игры или очень популярные в настоящее время VR-игры требуют от игроков физического участия и позволяют им похудеть, повысить выносливость и, в некоторых случаях, улучшить состояние здоровья. Такие игры, как Just Dance, Wii Fit или Sports Rivals, — отличный способ активно провести время со всей семьей без необходимости искать место для физической активности в часто переполненном расписании. Многие из этих игр также позволяют вам отслеживать свои результаты и ставить цели, которых игрок хочет достичь, добавляя к этому ощущение прогресса.

Изменение подхода

Компьютерные игры сегодня — один из самых популярных способов провести свободное время, особенно с прокачанным Steam аккаунтом. В то же время это огромный рынок ценностью более 130 миллиардов долларов, поэтому знайте, что компьютерные игры «никуда не денутся» и, безусловно, останутся с нами надолго. Естественно, что независимые исследовательские институты отвечают за их изучение и влияние на человеческий мозг. На данный момент исследования показали влияние игр в очень позитивном свете. Будут ли компьютерные игры рассматриваться как пустая трата времени или, скорее, как полезный способ его потратить? Точный ответ ещё только предстоит узнать.